Черевкова Елена

Переволоцский район

С другой стороны выходит на театр истории славяне, под сим именем, достойным людей воинственных и храбрых, ибо его можно производить от славы, - и народ, коего бытие мы едва знали, с VI века занимает великую часть Европы, от моря Балтийского до реки Эльбы, Тисы и Черного моря.

В кн.: Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Эксмо, 2008. - С. 17.

Народ, до времён Калиты и Симеона оглушаемый непрестанными ударами моголов, в бедности, в отчаянии, не смел и думать о свободе: отдохнув под умным правлением князей московских, он вспомнил древнюю независимость россиян и, менее страдая от ига иноплеменников, тем более хотел свергнуть оное совершенно. Облегчение цепей не мирит нас с рабством, но усиливает желание прервать оные.

В кн.: Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Эксмо, 2008. - С. 370.

Теперь, избыв злодея, еретика, чернокнижника, должны мы думать об избрании достойного властителя. Уже нет племени царского, но есть Россия: в ней можем снова найти угасшее на престоле. Мы должны искать мужа, знаменитого родом, усердного к вере и к нашим древним обычаям, добродетельного, опытного, следственно уже не юного – человека, который, прияв венец и скипетр, любил бы не роскошь и пышность, но умеренность и правду, ограждал бы себя не копьями и крепостями, но любовию подданных; не умножал бы золота в казне своей, но избыток и довольствие народа считал бы собственным богатством. Вы скажите, что такого человека найти трудно: знаю; но добрый господин обязан желать совершенства, по крайней мере возможного, в государстве!

В кн.: Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Эксмо, 2008. - С. 912.

Кто мог в сих исступлениях злодейства узнать отчизну св. Ольги, где цвела некогда добродетель, человеческая и государственная; где ещё за 26 лет перед тем жили граждане великодушные, победители героя Батория, спасители нашей чести и славы? Но кто мог узнать и всю Россию, где в течение веков видели мы столько подвигов достохвальных, столько твердости в бедствиях, столько чувств благородных?

В кн.: Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Эксмо, 2008. - С. 943.

В XI веке государство Российское могло, как бодрый, пылкий юноша обещать себе долголетие и славную деятельность. Монархи его в твёрдой руке своей держали судьбы миллионов; озаренные блеском побед, окруженные воинственною, благородною дружиною, казались народу полубогами, судили и рядили землю, мановением воздвигали рать и движение перста указывали ей путь к Боспору Фракийскому или к горам Карпатским. В счастливом отдохновении мира государь пировал с вельможами и народом, как отец среди семейства многочисленного. Пустыни украсились городами, города избранными жителями: свирепость диких нравов смягчилась верою христианскою; на берегах Днепра и Волхова явились искусства византийские. Ярослав дал народу свиток законов гражданских, простых и мудрых, согласных с древними немецкими. Одним словом Россия не только была обширным, но и в сравнении с другими и самым образованным государством.

В кн.: Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Эксмо, 2008. - С.991.

История назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества: отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием. Вера, любовь к своим обычаям и ненависть к чужеземной власти произвели общее славное восстание народа под знаменами некоторых верных Отечеству бояр. Москва освободилась.

В кн.: Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Эксмо, 2008. - С. 995.